Как формировалась рок-группа «Воплі Відоплясова»

крики видоплясова Четверть столетия назад в общежитии киевского политеха Александр Пипа, Юрий Здоренко и Олег Гитара «додумались на троих».

В конечном итоге вышла легендарная российская рок-группа – Воплі Відоплясова, — сообщает Елена Илюшина в рубрике Архив № 23 издания Журналист от 15 июля 2012 года

В начале июня 1986 года по заполненному после чернобыльской катастрофы Киеву — все, кто мог, попытались уйти далее от практически непонятной, однако от данного более зловещей «радиации» — медленно шагали двое подростков. Маршрут их находился в убежище Киевского политехнического факультета (КПИ), к одному из его жителей – абитуриенту, с которым оба знакомились пару лет тому назад.

Следующих по улице ребят звали Александр Пипа и Юрий Здоренко. А шли они в гости к Олегу Скрипке, который тогда именно завершал обучение в КПИ на факультете радиотехники и с ипохондрией размышлял о наступающем расположении. Душа свежеиспеченного инженера окончательно не находилась ни к радио, ни к технике — всего лишь лишь к музыкальным граням этих явлений.

«У меня было большое стремление играть в рок-коллективе. Я опробовал себя во всех группах, которые были в КПИ, и когда не отыскал должности, стал в городке находить различные коллективы. Однако до конца обучения так ничего и не отыскал», — упоминает Гитара.

У меня было большое стремление играть в рок-коллективе. Я опробовал себя во всех группах, которые были в КПИ, и когда не отыскал должности, стал в городке находить различные коллективы. Однако до конца обучения так ничего и не отыскал

За время этих опытов он познакомился со многими такими же дилетантскими музыкантами, каким был сам, и в том числе с Пипой и Здоренко. Эти двое дружили еще со школьных лет, играли в различных группах и в конце концов приняли решение осуществить собственную. Тогда они и подумали о Скрипке, решив, что данный низкий блондин с необычным голосом — как раз тот, кого им не хватает.

«Мы сели, на гитарах поиграли, — упоминает Гитара первомайский день, конструктивно изменивший историю современной российской музыки. — Все приглянулось, все было весьма замечательно, приняли решение повстречаться. И где-то через неделю мы стали к Юре [Здоренко] домой ездить, репетировать, набирать запас, втроем пока».

Примерно в течение года жилых репетиций накопилось довольно источника, и можно было выходить в люди. Впрочем, появилась одна задержка — у компании не было имени. Однако в скором времени вышло и оно – Воплі Відоплясова.

Наименование выдумал Пипа, интеллектуал и книжник, увлекавшийся творчеством российского классика Ф. Достоевского. Видоплясов — персонаж одного из его творений, Село Степанчиково и его жители, прислужник, воображающий себя знаменитым писателем и именовавший собственные слишком чувствительные создания «криками».

На большой сцене новорожденная команда появилась в 1987 году, на фестивале Киевского рок-клуба, взяв бонусы Команда года и Песня года — заключительную премию обрела их композиция Рыдание Ярославны. На таком же фестивале прозвучали ставшие потом бестселлерами Були дни и Танці.

«В жюри находились комсомольцы и металлисты. Мы приобрели первый бонус — 30 рублей. — и пропили», — со хохотом упоминает первый праздничный опыт Пипа. И дополняет, что как раз после данного события судьба компании, к которой подключился барабанщик Сергей Сахно, пошла наверх — они очень много играли в Киеве, а через 6 месяцев отправились на рок-форумы в Вильнюс и в Столицу.

Гуру для неформалов

Когда Александр Евтушенко, знаменитый российский музыкальный критик и создатель нескольких книжек об российском роке, начинает рассуждать о Криках Відоплясова, его голос заметно теплеет. Он был одним из первых, кто сообщил позитивные рецензии о В. В., определив ее «турбо-панк-машиной».

«Я с начала увидел в данной команде сногсшибательные возможности, — говорит Евтушенко. — Они были полны энергии, задора, драйва — всего, что необходимо. По тем временам это было эксклюзивное явление, они были на 3 головы выше всех киевских групп».

На выступлениях В. В. на самом деле совершалось истинное безрассудство: все плясали, зал стоял на головах, временами в прямом смысле данного слова. «В настоящее время в это трудно поверить, однако тогда на выступления В. В. шли истинные панки, волосатый и прочие неформалы, — упоминает Пипа. — Другими словами была весьма панковская окружающая среда, со стэйдж-дайвингом [прыжками артистов со сцены в зал, на руки подхватывающих их фанатов] и другими излишествами».

Я с начала увидел в данной команде сногсшибательные возможности, — говорит Евтушенко. -Они были полны энергии, задора, драйва — всего,что необходимо.

Весь данный неофициальный «неразбериха» прекрасно помнит 37-летняя О. Панферова, киевская поклонница компании с 25-летним стажем. В первый раз она услышала музыку В. В. на самопальной записи у собственного старшего брата и влюбилась. Заметить собственных идолов вживую впервые ей пришлось на выступлении в 1990 году. Данное мероприятие стало для Панферовой одним из ярчайших ощущений.

«Аудитория была весьма различная и весьма колоритная. Очень много было стиляг, одетых на манер 1960-х, они плясали рок, — сообщает Панферова. — В то же самое время было очень много панков — я их первый раз в жизни увидела. Весьма запомнился 1, с различными кедами, весь в булавках, — украшений-то в данном образе тогда не было, любой самовыражался, как мог».

Окружающая среда, согласно ее заявлению, была восхитительная. Полиция находилась, однако обошлось без эксцессов — никто не сцепился. «Впрочем, говорили, что зал разнесли. КПИ создавал выступления В. В., однако затем сетовал, что очень много ремонтных работ, поскольку люди плясали, скакали», — с усмешкой упоминает Панферова.

Впрочем, не все представления «криков» проходили только в танцах и песнях — неудержимая энергия компании, заряжавшая посетителей, временами влекла к столкновениям с органами внутренних дел. Таким образом первые выступления временами просто закрывались. По версии Евтушенко, виной тому были сами фаны, которые в порыве экстаза начинали колотить окна, озорничать и стимулировать правоохранителей.

Потасовки поклонников с органами внутренних дел и закрытие выступлений были последствием провокаций со стороны служителей законопроекта, в то же самое время убежден Гитара. «Полиция разрабатывала [на фанатах] способы. Другими словами рокеры — это неформалы, следовательно, нужно как-нибудь их… [наказать]: свет отключить среди выступления, такие единицы», — говорит артист.

Не все представления «криков» проходили только в танцах и песнях — неудержимая энергия компании, заряжавшая посетителей, временами влекла к столкновениям с органами внутренних дел

Однако до того как пройти испытание органами внутренних дел, команде нужно было проникнуть через сито русской идеологии — пройти литовку, заявление текстов песен дополнительной комиссией.

Тем не менее, проводили проверку не только лишь слова, но также и выполнение. «К примеру, в понедельник у нас вечер. Означает, в воскресенье устанавливается подмостки, аппаратура, звук, в зале находятся представители горкома, перед ними находятся распечатки со словами песен, а мы перед ними весь вечер проигрываем, и они подписывают разрешение», — упоминает Гитара.

Потребность предоставлять такие испытательные представления нервировала артистов. Впрочем даже среди комсомольцев и коммунистов, цензурировавших вечер, было много их почитателей, которые днем отвечали за политику партии, а по вечерам приезжали выслушать В. В.

Все эти проблемы с лихвой возмещались известностью, которая была так высока, что вэвэшники могли даже не анонсировать собственные представления – посетитель и так сваливал валом. «На концертном зале вешается баннер формата А2. На нем написано гуашью: В.В. Рок-концерт. 20:00. Суббота. И будет биток. Другими словами ни рекламы никакой не нужно, ничего», — скучает по тем временам Гитара.

В настоящее время, с его точки зрения, затащить посетителей на выступления значительно труднее, так как вокруг сегодняшнего человека перебор информации, в том числе низкокачественной музыки. И среди всего данного трудно прорваться.

Тем не менее, самих вэвэшников к классу «низкокачественных» никто не относил. Напротив, им всегда распевали дифирамбы. Даже жесткий отечественный рок-критик Артемий Троицкий еще в дни СССР считался в любви В. В., представляя компанию ярчайшим феноменом русского рока.

И в истории российской музыки роль В. В. трудно переоценить: вместе с такими коллективами, как Брати Гадюкіни, Кому вверх, Бог, Вій, они практически стали отцами-основателями государственного рока.

«Это компании, которые формировали ауру российской рок-музыки, значительно выдававшейся как от отечественного, так и от восточного аналогов, — подчеркивает Евтушенко. — Это внутренне российская музыка».

Идолы СССР и Европы

Демонстративно государственный спектр В. В., тем не менее, не только лишь не навредил, а даже посодействовал популярности компании на горизонтах всего СССР. Роль первого всесоюзного бестселлера выпала Танцям – песне на украинском языке, ставшей мегапопулярной во всем СССР после того, как клип на нее вышел на 1-м канале русского ТВ.

Просто снятое стебное видео, в котором снялись все участники компании, то бешено пляшущие под свою музыку, то стоящие, как пионеры, в шеренгу, и пара мужчин с баннером, отражающий русских сотрудников, произвело настоящий фурор.

Инициатива сделать клип исходила от телевизионщиков и была в русле старой цивилизованной политики: мол, буржуи и капиталисты снимают, ну и мы снимаем, при этом не хуже.

Роль первого всесоюзного бестселлера выпала Танцям – песне на украинском языке, ставшей мегапопулярной во всем СССР

Получилось на самом деле не хуже, впрочем, как в настоящее время упоминает Пипа, вероятнее всего «с испугу», а не от того, что вэвэшники были образцовыми артистами. Так как нигде не было опыта ни в компании съемок, ни в том, как себя вести перед видеокамерой.

Начинающим везет, а неимение компьютерной графики, 3D и всевозможных результатов сыграло на руку продукту: акцент был выполнен на режиссуру.

Как раз из-за этого клип на песню Танці стал ослепительным феноменом, убежден музыкальный критик и создатель Проворно Зеленый. «В настоящее время чересчур занялись высокобюджетными клипами, при этом мысли там никакой нет, основное зажечь сиськи-письки, если они есть. А тогда планировали лицезреть некоторое действие, формирование. Так оно и произошло, и это на самом деле был взрыв», — восторгается он первым клипом В. В.

Тем не менее, сыграл собственную роль и счастливый пример: команда вынестись в необходимое время в правильном месте. Так как это было время перестройки и гласности, когда стильно было обсуждать строй. «И Танці были такой сатирой на тот совок, с их первомаями, несерьезными галстуками и пилотками, знаменами кумачовыми. И [на телевидении] такое было в первый раз», — говорит Зеленый.

Тем не менее, очевидной антисоветчины в творениях В. В. не было. Чем команда принимала публику, так это энергетикой — они давали безрассудный драйв, подчеркивает Евтушенко, и подкупили этим не только лишь русских слушателей. В процессе одного из фестивалей в РФ В. В. увидели французские продюсеры и рекомендовали организовать несколько выступлений в Европе.

Иностранный первый опыт компании прошел осенью 1990-го, — В. В. вернули 1 вечер в Швейцарии и 3 – во Франции. Аудитория принимала украиноязычный панк-рок на ура, и через 3 месяца Гитара и Ко снова отправились во Францию

Иностранный первый опыт компании прошел осенью 1990-го, — В. В. вернули 1 вечер в Швейцарии и 3 – во Франции. Аудитория принимала украиноязычный панк-рок на ура, и через 3 месяца Гитара и Ко снова отправились во Францию. Да так не спеша там и «залипли», как сейчас говорит Пипа.

Артисты играли на всех больших фестивалях, и, впрочем колесные диски не выпускали, их прекрасно знали. К тому же, в отличии от передовых гастролей российских групп (в том числе текущего В. В.), нацеленных больше на эмигрантов, тогда на выступления команды шли в основном французы.

«С российской диаспорой мы как-нибудь не скрещивались. При этом песни были по-русски, французских было пару единиц», — подчеркивает Здоренко.

Однако Франция чересчур национально направленная страна, и эмигранту стать собственным там сложно. Кроме того картина в украинском шоу-бизнесе равномерно строилась, таким образом можно было возвращаться. Особенно что запас компании дополнился эксклюзивным опытом — на самом деле В. В. стала первой русской компанией, потрудившейся по восточным эталонам шоу-бизнеса.

Возвращение было оправдано и тем, что в Европе команда добилась минимума, как думает Пипа, дешевого без подписания примирительного договора с какой-нибудь рекординговой организацией. А идти на компромиссы, поселенные стандартами о выходцах с стран бывшего союза — вроде того чтобы брать балалайки и петь с слонами — В. В. были не способны.

Возвращение было оправдано и тем, что в Европе команда добилась минимума, как думает Пипа, дешевого без подписания примирительного договора с какой-нибудь рекординговой организацией

На отчизну коллектив пришел в 1996 году, и данная дата стала 2-м днем рождения компании. За время, пока она покоряли иностранный шоу-биз, российские фаны довольно заскучали по возлюбленным артистам.

В 1997-м выходит их свежий альбом Музіка с суперхитом Зима, в следующем году — диск Льдинаїна мрій, огромную часть которого составили композиции начала 1990-х годов. И команда снова взмывает к верхушкам репутации.

Практике подключения старых вещей в свежие альбомы В. В. верны до сегодняшнего дня. Отчасти это происходит под давлением аудитории: по версии Скрипки, ученики в особенности обожают их старые песни.

«Определенные могут сообщить: «Вы исписались». А я заявлю так: то, что мы делали 20 лет тому назад, люди принимают и сегодня. И, может быть, еще через 20 лет то, что мы играем в настоящее время, будет нас подкармливать», — рассуждает лидер В. В.

Вероятнее всего, так оно и будет: как сообщает Панферова, впрочем сама она за 25 лет порастеряла молодежный фанатизм по отношению к категории, ее детям весьма нравится музыка, под которую однажды воспламеняла их мать.

«Им в настоящее время 11 и 14 лет, и они с превеликим удовольствием слышат В. В., — с усмешкой сознается Панферова. — При этом я не вверяла — итак вот [само получилось].

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *